Приход храма преподобного Серафима Саровского Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние |
«В прошлом году стали известны результаты медицинских исследований, которые проводились в двух группах по 300 человек с последствиями травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Российские врачи установили, – сообщил в интервью еженедельнику «АиФ» кандидат медицинских наук Игорь Попов, – что верующие люди выздоравливают почти вдвое быстрее, чем атеисты с аналогичными заболеваниями, а количество осложнений у верующих ниже в несколько раз».
– Я хожу по домам к престарелым людям и вижу, что у тех, кто всю жизнь был атеистом, налицо старческий маразм, – делится своими наблюдениями медицин-ский социальный работник, – те же, которые ходят в храм, исповедуются, причащаются, в старости сохраняют ясный ум и здравый рассудок. Но типична ли эта ситуация?
– Да, я тоже обращал на это внимание, – отвечает кандидат медицинских наук отец Александр Авдейчев. – Сравните верующих и неверующих пожилых людей, даже по психологическим признакам: темп речи, способность к абстрагированию, к обобщению. Видны невооружённым глазом отличия человека воцерковлённого. А у батюшек, смотрите, что происходит: 80 с лишним лет, а в разговоре по телефону я его воспринимаю как молодого человека…
Юрист самарского Дома ребёнка Валентина Сергеевна Казакова защищает права шестидесяти (иногда – больше) брошенных родителями младенцев в возрасте от нескольких дней до четырёх лет.
– Поразительно: у многих детей с диагнозом СПИД (как правило, от матерей-наркоманок) мы к полутора годам снимаем этот страшный диагноз. СПИД исчезает! – рассказывает Валинтина Сергеевна. – Организм младенчиков очищается от приобретённой по наследству болезни. И помогает в этом благодать Таинства Крещения. Ведь священник крестит всех наших малюток.
На Руси испокон веков медицина и православная вера были тесно связаны между собой. И эта связь имеет глубокие корни. Как свидетельствует Священное Писание, одним из доказательств Божественного происхождения Иисуса Христа были множественные исцеления безнадёжных больных и даже воскрешения из мёртвых. Апостолам Святым Духом был ниспослан дар исцеления больных. Таким же даром, в большей или меньшей степени, обладали многие святые угодники Божии.
А так как в среде священнослужителей, монашествующих было немало высокообразованных людей своего времени, то Церковь являлась сокровищницей письменных знаний, народной мудрости и богатого опыта лечения различных заболеваний. При монастырях создавались лазареты, плантации лекарственных трав, аптеки. Закономерно, что на основе главных положений Православия формировалась нравственно-этическая база православной медицины - любовь и сострадание, самоотверженность и жертвенность, бескорыстие и многое другое.
В дальнейшем, когда медицина сформировалась в самостоятельную сферу и стала светской, все лучшие православные традиции в ней сохранились. Врачи в большинстве своём были верующими, с детства воспитывались в Православии. Именно это сочетание передовых знаний и крепкой веры давало поразительные результаты. Недаром русские врачи считались лучшими в мире. Вспомним Н. И. Пирогова, открывшего новые направления в науке, которому доверяли свою жизнь и здоровье выдающиеся люди своего времени. Он был убеждён в том, что труд должен быть проявлением молитвы, а молитва должна быть душой труда, душой всей жизни. «Тепло верующему на свете, – писал он в своём дневнике. – Ему нет надобности в искусственном топливе для согревания души. Кто хотя раз прочувствовал эту благодатную теплоту, тот не перестанет веровать…»
Знаменитый профессор С. П. Боткин не оперировал пациента, прежде чем тот не исповедуется и не причастится.
И были еще десятки тысяч земских врачей, талантливых и высокообразованных людей, работавших в среде простого народа. Они воспринимали больного человека как творение Божие, а не как набор органов и функций. Имея передовые медицинские знания, они прекрасно понимали, что исцеляет Господь через их усилия и редко говорили «лечу», чаще – «пользую», то есть приношу пользу больному.
Всегда молился об исцелении страждущих и святитель Лука, он же – выдающийся хирург Ф. В. Войно-Ясенецкий, автор фундаментальных трудов, лауреат сталинской премии. По его «Очеркам гнойной хирургии» до сих пор учатся студенты. Он производил сложнейшие, но неизменно удачные операции (в военные годы, при нехватке медикаментов, – даже без анестезии) и при этом всегда держал в операционной икону с горящей лампадой.
С. А. Никитин, будущий епископ Стефан, во время своего заключения работал лагерным врачом. Обследуя больного, он иногда говорил медсестре: «В данном случае медицина бессильна, поможет молитва».
Церковь благословляет и освящает все аспекты нашей жизни. Если человек заболел, то он должен обратиться к врачу, но при этом ему не нужно забывать и молиться – молиться о том, чтобы Господь просветил врача, помог ему назначить правильное лечение. Но как долго и порой безуспешно мы бегаем от врача к профессору, от профессора к академику, из поликлиники в клинику, забыв или не зная, что залог исцеления от болезни – очищение души в Таинстве Покаяния. Сначала на Исповедь, затем к врачу, не наоборот!
В то же время, врач, который молится Богу о своём вразумлении, получает от Господа дар рассудительности, родственный прозорливости. Это необходимо для безошибочного лечения и прогноза заболевания.
Марина Абрамова,
внештатный сотрудник Свято-Серафимовского
просветительского центра «Синай»
«Вестник Православия», № 114 от 26 августа 2006 г.