Приход храма преподобного Серафима Саровского Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние |
Анна Васильевна Якунина, алтарница Свято-Серафимовского храма, запомнилась мне с того времени, когда церковь располагалась в маленьком помещении бывшего магазина. Она торговала тогда свечами и иконами, принимала записки о здравии и упокоении. Я всегда старалась подойти именно к ней, потому что обращалась она с людьми очень мягко, по-доброму, как-то по-матерински. А для человека, особенно молодого, впервые пришедшего в храм и ничего ещё не понимающего в церковной жизни, очень важно, как его встретят.
Настоятель храма отец Сергий благословил написать об Анне Васильевне. И вот мы сидим с ней в церкви, служба давно закончилась, тихо льётся беседа.
– Анна Васильевна, расскажите о себе, своём детстве, о том, как вы стали работать в храме?
– Родилась я в 1930 году в селе Малая Малышевка Кинельского района в семье железнодорожника. Нас было девять детей – семь сестёр и два брата. Жили мы на станции. В селе были две церкви. В церкви Архангела Михаила меня и крестили. Вторую церковь разрушили в войну. Семья была верующая. Особенно дед и бабушка – с ними и ходили в храм. Когда я закончила семь классов, поехала в Самару учиться швейному мастерству. Там и вышла замуж. С мужем повенчались. В 1954 году переехали в Новокуйбышевск. Родились две дочери. Храма в городе не было, ездила в Самару – в Покровский собор. А когда у нас в 1991 году открылся храм преподобного Серафима Саровского, стала постоянно ходить на службы. Тут меня и приглядели. Батюшке Константину нужна была портниха в храм. А я ведь 20 лет проработала за-кройщицей в ателье «Берёзка» и ещё 10 лет – в уголке раскроя. Вот меня и пригласили к батюшке. Он меня расспросил. Говорит: «Оформляйся». А я ведь платьем занималась – а здесь облачение шить. Говорю ему: «Давайте, я вам что-нибудь сошью сначала, а потом посмотрите». Мне и поручили сшить батюшке Владимиру подризник. Сшила за три дня. Приношу. Посмотрел батюшка и говорит: «Оформляйся». Три месяца я шила в упор, не разгибаясь. Ведь облачений практически не было в храме. А как переживала, когда впервые шила облачение для отца Константина – рясу, в которой он и поехал в Иерусалим! Несколько раз переделывала. Отцу Сергию шила облачение. Вот и шью до сих пор.
И сейчас Анна Васильевна хлопочет со священническим облачением. Ездит по самарским храмам, ищет особые выкройки для пошива.
– Через какое-то время, – продолжает Анна Васильевна, – батюшка Константин говорит: «Вставай на торговлю». А я ведь никогда не торговала. Три дня проторговала, говорю: «Не могу!» Батюшка молчит. Наверное, молится за меня. И вдруг пошло как по маслу. Так и осталась в церкви.
– Анна Васильевна, вы уже пять лет работаете в алтаре, в святая святых храма. Как Господь привёл вас в алтарь?
– Муж умер у меня в 1994 году. Когда я овдовела, спустя пять лет после этого, отец Константин благословил в алтарницы. Было мне в ту пору 68 лет. Я не решалась целый месяц. Внук был маленький, неокрепший, часто болел. А это ведь целый день в храме. А батюшка говорит: «Вот будешь здесь работать – и внук окрепнет и болеть не будет». И я сразу как-то решилась. Поехали к Владыке, он благословил. Я себя не помнила от волнения. Когда вернулись, батюшка Константин говорит: «Давай заходить в алтарь». Я же не могу и ногой ступить. Такая святыня. Душа трепетала. Сделала три земных поклона и во-шла. С тех пор и работаю алтарницей. А внук действительно окреп.
– В чём состоит ваша работа?
– Приходим утром, готовим всё к службе – просфоры, кадило, теплоту, облачения для священников. Перед тем, как начать работу, обязательно берём благословение у священников. Работа в алтаре – очень ответственная: все обязанности алтарника при совершении Литургии или всенощного бдения рассчитаны буквально по минутам. Главное – это помощь священно-служителям при совершении церковных богослужений. Уборка алтаря тоже на нас.
– Наверное, были и трудности, и искушения, особенно в начале?
– Сначала было очень трудно. Службы я практически не знала. Очень поддерживал отец Константин. Всё записала – весь ход службы. Я очень благодарна матушке Клавдии, которая тогда работала в алтаре: она мне очень помогла. А сейчас мы работаем вместе с матушкой Зинаидой, очень трудолюбивой и исполнительной женщиной. А искушения были, конечно. Такая святыня! Евхаристия совершается! Господь укрепляет. Однажды я очень сильно упала дома – ударилась головой. Отец Константин благословил, перекрестил больное место – и как рукой сняло. Большая благодать в священническом благословении.
Утром встаю очень рано – в 5 часов, а то и раньше: помолиться надо и в храм, чтобы всё подготовить к службе. Как-то раз перед праздником Воздвижения Креста Господня шла в храм и несла продукты на канун. И вдруг сзади молодой человек попытался выхватить сумку. Дёрнул её за ручки – они и оторвались, вот он и убежал с ними. А сумка осталась нетронутой. Прости его, Господи!
Когда не побываю два-три дня в храме – сердце рвётся. Я не представляю жизни без храма. Им и живу. Говорю дочерям: «Я дома зачахну». Они меня понимают, поддерживают.
– Анна Васильевна, что бы вы посоветовали молодым начинающим прихожанам?
Ходить в храм. Не взирая ни на что. И на обиды, в том числе. Сатана искушает, чтобы не пустить. Обижаться нельзя. Будете чаще ходить в храм – меньше будет искушений. Сначала всегда тяжело. И, конечно, иметь в душе страх Божий. Быть милосерднее, добрее. Бояться обидеть человека. Спаси вас всех, Господи!
Раннее морозное утро. Ещё не проснулись улицы нашего города. Пожилая маленькая женщина спешит в храм. Скоро начнётся служба.
Марина Короткова,
библиотекарь Свято-Серафимовского
просветительского центра «Синай»
«Вестник Православия», № 82 от 27 декабря 2003 г.