Приход храма преподобного Серафима Саровского Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние |
Так написал поэт В. Корнилов
о жене Достоевского Анне Григорьевне.
Впервые имя Достоевского Анна Григорьевна услышала от отца, и он стал её любимым писателем ещё в ранней молодости.
Семья, в которой росла Анна, была патриархальной, обстановка – на редкость спокойной, радостной. Родители были людьми верующими, часто всей семьёй ходили в церкви. Это был мир, который, по её словам, влёк к себе душу. В 13 лет Аня приходит к мысли оставить всё и поступить в монастырь, но не получает на это благословения родителей. Они ставят условие: окончание гимназии и только потом – принятие столь серьёзного решения. Дочь принимает это со смирением.
Учась в гимназии, она начинает ходить на стено-графические курсы, и это юношеское увлечение сыграет исключительную роль в её жизни. В 1886 году умирает отец, и Анна Григорьевна решает помочь матери, начинает искать работу.
Начинающую стенографистку порекомендовали Ф. М. Достоевскому, и 4 октября 1866 года состоялось их знакомство. Постепенно Достоевский завладел всеми её мыслями. «При конце романа я заметил, что стенографистка моя меня искренне любит, – рассказывал Достоевский, – а мне она всё больше и больше нравилась. Я предложил ей за меня выйти замуж».
У них была большая разница в годах (20 и 44). Решительно всем этот союз представлялся неравным, непонятным, опрометчивым. Однако «благоразумные» советы друзей Анна Григорьевна оставила без всякого внимания.
В день свадьбы, получив благословение матери, она отправилась к ранней обедне. По окончании её зашла к своему духовнику – попросить его благословения. От него поехала помолиться на могилу своего отца. Не правда ли, сколь разительно отличие от сегодняшних невест, скорее озабоченных материальной стороной брака, а не духовной!
Первые месяцы после скромной и тихой свадьбы оказались и самыми трудными. Было нелегко привыкать к непростому характеру Фёдора Михайловича, страдавшего неизлечимым недугом – эпилепсией. Только после отъезда за границу состоялось их настоящее сближение, а хрупкая «головная» привязанность превратилась в серьёзное чувство.
Быть женой Достоевского означало не только испытывать радость от близости гениального человека, но и нести обязанности хозяйки дома, матери, няньки-утешительницы и «делопроизводителя». Анна Григорьевна с необыкновенным мужеством и редким самообладанием переносит несчастья, на которые судьба была особенно щедра. Утешение они находили в совместной молитве.
Письма к жене составляют почти четверть всего эпистолярного наследия Достоевского. И в них царит светлая атмосфера любви, взаимного уважения, нежности.
Смерть Достоевского для Анны Григорьевны стала настоящим потрясением: «Ясно я осознавала лишь одно, что с этой минуты окончилась моя личная, полная безграничного счастья жизнь. И что я навеки осиротела душевно…»
После смерти мужа пришло долгожданное материальное благополучие. Но радости от этого она не почувствовала. Анна Григорьевна даёт обет посвятить всю оставшуюся жизнь популяризации произведений Фёдора Михайловича. Многообразен и велик её труд, жены писателя: семь раз она издаёт собрание его сочинений, участвует в литературных вечерах и выставках, ведёт огромную переписку. Но многое из задуманного Анна Григорьевна так и не успела сделать. Летом 1917 года, находясь на юге, она заболевает малярией тяжёлой формы. Врач, наблюдавший её, писал, что «в это время, в эти последние месяцы своей жизни, она поражала исключительностью духовных своих качеств…»
Умерла Анна Григорьевна 9 июня 1918 года в Ялте и была там похоронена. В «Завещательной тетради» она просила, чтобы её захоронили рядом с мужем в Александро-Невской лавре и при этом не ставили отдельного памятника, а вырезали бы просто несколько строк. По самым различным обстоятельствам её последнюю волю смогли исполнить только в 1968 году, к 50-летию со дня её смерти.
Наталья Мельникова,
руководитель Свято-Серафимовского
просветительского центра «Синай»
«Вестник Православия», № 79 от 4 октября 2003 г.