Приход храма преподобного Серафима Саровского
Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Православная библиотека

«КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ»

Паломники – это странствующие богомольцы. Само слово «паломник» происходит от древнего их обычая приносить со Святой Земли пальмовую ветвь. Поначалу их звали «пальмовниками». Шли они с верой и надеждой, имея большую любовь в сердце своём, в самые отдалённые монастыри, скиты, пустыни. Шли, чтобы встретиться со святынями.

 

900 лет назад игумен Даниил Заточник открыл для русских людей земную родину Христа Спасителя – Святую Землю. В 1106 – 1108 гг. по повелению киевского князя Святополка (в Крещении – Михаила) древнерусский писатель игумен Даниил с дружиною, в которую входили киевляне и новгородцы, совершил знаменитое хождение в Святую Землю. И люди услышали призыв игумена Даниила, устремились по его стопам. По-видимому, именно таких путешественников называли «калики перехожие». Калика (по-гречески – калига) – это сапоги путешественников.

Возвращаясь домой, калики перехожие стекались к великокняжеским хоромам и под окнами палат распевали духовные песни, сложенные в пору нелёгкого паломнического пути. Религиозный дух таких путешествий формировал духовный облик русского человека, нашедший своё отражение и в стихах, и в сказаниях, и даже в бытовой жизни.

В советское время о паломничествах не могло быть и речи. Об этом говорилось уничижительно, вера вы-смеивалась. Святые источники засыпали навозом, разрушали, затаптывали. Возле них дежурили наряды милиции. Тех, кто пытался совершить паломничество, могли ожидать задержание и 10 лет лагерей. И всё равно тяга к святыням была сильнее, чем угрозы властей. Ночью, лесами и тайными тропами пробирались верующие на святые места. Это их молитвами Господь сохранил святые источники до наших пор.

Сейчас мы имеем возможность посетить любое святое место. Но столь огромный временной перерыв в паломничествах не мог не сказаться. К большому сожалению, многие относятся к поездке на святое место как к туризму. Но турист и паломник – несовместимые антиподы. Цель туризма – отдохнуть, расслабиться, а в паломничестве нет развлечений. Наоборот, это молитва, закалка духа и тела, уход, хотя бы на один день, от житейской суеты.

Несомненно, существует зависимость между оздоровлением духа в паломничестве и оздоровлением организма. Но нельзя купить себе здоровье за стоимость паломнической поездки. Если человек жил греховной жизнью, которая привела его к болезни, то нужно понимать, что одномоментного исцеления может не наступить. Хотя всё даётся по вере человека.

Отрадно, что большинство наших соотечественников сходятся в том, что паломничество является формой соприкосновения с иной духовной реальностью, более важной, чем окружающая повседневная жизнь. На вопрос: «Зачем вы отправляетесь в паломничество?», – заданный на страницах «Живого журнала», были даны следующие ответы: «за глотком воздуха», «за подкреплением, душевным спокойствием», «попросить помощи в семейных делах», «помолиться о здравии ближних и об упокоении душ сродников».

Посещение святых мест требует особого настроя, поэтому к поездке надо заранее готовиться как морально, так и физически. В большинстве случаев люди осознают, что подлинное паломничество – это подвиг, связанный с физическими, а главное, молитвенными усилиями.

И, собираясь в дорогу, давайте не будем суетливы. Присядем, остановимся хотя бы на минуту и спросим себя: кто я – турист или паломник?

 

Наталья Мельникова,

руководитель Свято-Серафимовского

просветительского центра «Синай»

«Вестник Православия», № 146 от 6 июня  2009 г.


Назад к списку