Приход храма преподобного Серафима Саровского Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние |
Нет ничего столь непрочного,
бессильного, жалкого,
как земное счастье человека
(преп. Нил Синайский)
…кто не берёт креста своего и следует
за Мною, тот не достоин Меня (Мф., 10, 38)
Все мы, люди, живущие на земле, желаем и ищем счастья. Что же такое счастье?
Счастье – это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения. Понятие счастья вытекает из мировоззрения человека и выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека и что именно является блаженством.
Несчастьем же, или отсутствием счастья, у большинства людей считается жизнь, наполненная страданиями, лишениями, болезнями.
Счастье человека, заключающееся в достижении исключительно земных благ, является иллюзорным, мнимым. Ибо человек, достигший такого счастья, в силу обстоятельств легко лишается всего, к чему он стремился всю жизнь. Кроме того, по словам святителя Иоанна Златоуста, земное счастье легко может развратить человека, то есть погубить его бессмертную душу.
Истинное счастье человека – в познании Бога, исполнении Его спасительных заповедей, в единении с Ним ещё здесь, на земле, в нашей земной жизни.
«Блаженством станет для нас жизнь, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби…» (преп. Варсонофий Оптинский).
Но «кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). То есть условия счастья человеческого – стать учеником Господа Иисуса Христа, понести все скорби, труды и болезни, которые попускает нам Господь, и жить по воле Его, отвергнувшись себя.
Почему же – страдания, скорби, болезни? Разве нельзя угодить Богу, живя в покое, достатке, благополучии?
Во-первых, мы знаем из опыта, что сытая и благополучная жизнь не привлекает нас ко Творцу, но даже охлаждает веру и любовь ко Господу. И, напротив, часто бывает, что человек только в скорбных обстоятельствах прибегает к Богу, обретая горячую веру.
Во-вторых, претерпеваемые страдания и скорби смиряют человека, и душа его возрастает в добродетели пропорционально перенесённым страданиям.
В-третьих, страдания есть очищение от зла, освящение, искупление наших грехов. Тот, кто сам страдал, лучше понимает и чувствует чужую боль.
Подводя итог, можно сказать, что человек, желающий жить счастливо, должен непременно уверовать в Бога, научиться жить по заповедям Его и терпеливо переносить все свои страдания, болезни и скорби.
отец Андрей Владимиров,
священник Свято-Серафимовского храма.
«Вестник Православия», № 164 от 28 октября 2010 г.