Приход храма преподобного Серафима Саровского
Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Православная библиотека

Л. К. Лукьянов:

 

I

<…> 4 декабря 1990 года в Новокуйбышевской газете «Знамя коммунизма» я прочитал заметку о том, что в городе создана православная община. Я нашёл телефон её автора – Сороковых Николая Кузьмича, с глубоким волнением позвонил ему и попросил принять меня.

Мы встретились у него на квартире, и к обоюдной радости началась наша совместная деятельность по созданию православного храма. Вскоре Николай Кузьмич познакомил меня с председателем общины Марченко П. Т. и другими её членами. Щербакова Любовь Ефимовна стала моей духовной наставницей.

16 июня 1991 года архиепископ Евсевий благословил меня возглавить общину.

 

II

Глаза архиепископа Евсевия затеплились улыбкой.<…>

– Уж и сам не знаю, как я там оказался в такое неурочное время. Конечно, Господь привёл, – владыка оживился приятным воспоминанием. – А ведь выехали всего лишь на вечернюю прогулку.

Настоятель Покровского собора отец Иоанн взглянул на меня вопросительно, и я поспешил разъяснить:

– Это о том, как владыка освятил Крест перед воздвижением его над будущим храмом в Новокуйбышевске.

При упоминании об этом отец Константин не удержался от радостного восклицания. Всем было известно, как это происходило, и воспоминание о недавнем добром событии сделало беседу ещё более непринуждённой. А она, как неторопливый ручей, перекатывалась с одной проблемы на другую, то задерживаясь в широком разливе, то быстро проскакивая неприятные кочки и ложбины.

Проблем было немало, оживление нарастало, всё чаще слышался озабоченный тенор церковного старосты Владимира Александровича, прерываемый порой радостными, по случаю, возгласами о. Александра, нового секретаря Епархиального управления.

Вскоре высокие гости отъехали, а у меня ещё долго роились в голове воспоминания того памятного дня, о котором вначале говорил владыка. И, глядя на подаренную о. Константину к его 75-летию картину, изображающую храм во имя прп. Серафима Саровского, на большой деревянный крест над ним, чувствовал, как радостной благодатью наполнялось сердце. И, хотя с того времени прошло почти полгода, многие события всплывали чёткими, как будто вчера произошедшими. Как бы это попроще вам рассказать…

Лучше, наверное, начать всё-таки с ключа. Того самого ключа от бывшего хлебного магазина на Нижней (как её до сих пор называют) площади. Это здание, после долгих проволочек, наконец-то получила 10 июля 1991 года новокуйбышевская православная община. Получила пока что в аренду для размещения в нём молитвенного дома.

Как сейчас помню, как директор объединения «Промпродтовары» Зайцева Нина Максимовна вечером передала мне ключ от этого магазина. На «УАЗе» я подъехал к нему. Ярко светило июльское солнце, никого не было вокруг. Сильно волнуясь, я открыл простой висячий замок, вошёл в маленький тамбур и закрыл за собою дверь, прикрутив изнутри проволокой, чтобы пока никто не зашёл. Особо запомнилось море солнца через западные окна и благоухающий запах хлеба, которым насквозь за долгие годы пропитано было, наверное, всё здание, каждый его кирпич. И кругом оставленные в беспорядке пустые хлебные стеллажи.

Я начал молиться, стоя лицом к востоку. Вдруг почувствовал, что кто-то ещё присутствует здесь. Обернулся, и сердце от неожиданности ёкнуло: за спиной увидел мальчика лет десяти. Он стоял и изумлённо-вопросительно смотрел на меня, видимо, не понимая, что я здесь делаю. Оправившись от неожиданности и некоторого испуга, я спросил его:

– Как ты здесь оказался?

– Я за хлебом пришёл, – ответил он.

– Здесь больше не продают хлеба, – сказал я, – хлебом торгуют в магазине напротив.

Мой ответ вполне удовлетворил его, и он вышел.

Оказывается, в волнении я небрежно закрутил проволоку, и мальчик, подёргав ручку двери, смог открыть её. Пришлось всё повторить сначала.

Теперь необходимо было с кем-то поделиться своей радостью. Раньше в магазине наверняка был телефон. Может быть, остался?

Через хлебные стеллажи я пробрался в правый угол здания, и там, на подоконнике, действительно обнаружил телефон. Я позвонил.

Уже через полчаса прибежали Любовь Ефимовна Щербакова и Мария Ивановна Архарова. Радостные и запыхавшиеся, они с благоговением достали из сумки иконы, ладан, святую воду. А потом мы негромко молились, вытирая украдкой слёзы.

В дверь же стучались люди, заглядывали в окна, не зная, что хлебный магазин теперь разместился в здании напротив. Они ещё не ведали, что Господь благословил наделять людей здесь пищей духовной. Ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).

А перед этими событиями мы просили владыку Евсевия, чтобы он благословил нам духовного наставника, священника, ибо были мы как овцы без пастыря.

Владыка сказал мне во время одного из визитов к нему:

– Положите мне ключ от здания под храм на стол (и перстом указал), тогда и будет вам священник.

И вот 11 июля я прибыл на приём к владыке. После его благословения вынул ключ, положил ему на стол и говорю:

– Ваше Высокопреосвященство, вот ключ от хлебного магазина, переданного общине в аренду под храм. Теперь нам нужен батюшка.

Владыка внимательно выслушал мой короткий рассказ. Лицо его не скрывало глубокой радости о наконец-то совершившемся. Высказав практические рекомендации и наставления, он добавил:

– А батюшка у вас скоро будет. Ждите…

Получив пастырское благословение, я вернулся домой успокоенный.

 

III

Теперь надо было приступать к реконструкции здания. Но прежде всего следовало снять довольно громоздкую вывеску «Хлеб» над входом. К кому обратиться? Работая в ОКСе нефтехимкомбината, я хорошо знал многих руководителей строительных организаций. Подумав, поехал к Старцеву Валерию Николаевичу, начальнику управления треста «Теплоизоляция» (у них был гидроподъёмник). Он немало удивился моей общественной деятельности, но сразу же охотно согласился помочь в церковном деле. Так он оказался первым благотворителем строительства храма. Первым же проектировщиком реконструкции и иконостаса стал Иванов Виктор Иванович, работавший в то время инженером ПКО нефтехимкомбината.

И вообще, надо с радостью сказать, что, за редчайшим исключением, все, к кому бы мы ни обращались за помощью, охотно её оказывали. Надо с благодарностью отметить и Дика Ивана Абрамовича, директора НПЗ, Механикову Нину Ивановну и Пяткину Нину Николаевну из Новокуйбышевского управления треста «Монтажхимзащита» и многих, многих других.

Уже во вторник, 16-го, новокуйбышевцы встречали у себя высоких гостей. Протоиерей о. Константин прибыл с секретарём Епархиального управления Андреем Андреевичем Савиным. Были и цветы, и приветствия, и слёзы радости. Сразу же приступили к конкретным делам. Всё проходило неторопливо, обстоятельно.

Многие из нас в этот день впервые поближе познакомились с о. Константином Сибряевым, хотя ещё никто не знал, что это будущий настоятель будущего храма. Он сразу же взял бразды правления в свои руки и… В общем, работа началась. Она проходила под постоянным и непосредственным контролем и самого владыки, и благочинного о. Иоанна Гончарова.

Само же событие, которое послужило поводом к этому рассказу, произошло несколько позже. Заканчивалась подготовка к освящению храма. Собственно, до ожидаемого всеми благолепия было ещё далеко, но архиерей благословил начать службу в храме в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1991 года, ведь люди уже не могли больше ждать. Помню, подойдут то один, то другой и нетерпеливо спрашивают:

– Ну, когда же?.. Может, чем помочь надо? Говорите, всё сделаем.

Им только в ответ:

– Молитесь!

– Да мы уж и так молимся.

– Больше молитесь. Просите отца Серафима молить Бога о нас.

Смотришь, и дело-то пошло быстрее.

25 сентября, накануне дня освящения храма, надо было уже устанавливать на коньке крыши крест.

Решили пока деревянный. Его уже привезли из 45-го цеха нефтехимкомбината. Но нужен был гидроподъёмник, а найти его никак не удавалось. Время клонилось к вечеру.

Предполагалось перенести это дело на следующий день. Отец Константин (все дни на ногах, но добрый и улыбающийся) решил поехать в Чапаевск за иконами. Вот тут-то, спустя некоторое время, неожиданно и подвернулся возвращавшийся с работы водитель гидроподъёмника. Не использовать такой возможности было нельзя. Всё было заранее подготовлено, и на оставшееся ушли считанные минуты.

В это самое время и произошло то чудо, которое уже не изгладится из нашей памяти. Среди общей суеты мы вдруг увидели подъезжающего в автомобиле владыку. Лишь позже стало известно, что, отправившись прогуляться под вечер со своим послушником, он решил заехать в Новокуйбышевск, посмотреть, как идёт подготовка к освящению храма.

Народ столпился под архиерейское благословение.

– Как дела? Чем занимаетесь?

В двух словах я поведал о наших проблемах.

– Хорошо! Хорошо! – поглаживая густую бороду, владыка внимательно всё осмотрел. Он был явно удовлетворён сделанным.

– А крест освятили?!

– К сожалению, пока не освятили. Батюшка уехал за иконами, а тут техника подвернулась… откладывать не стали. Придётся завтра освящать наверху.

– Ну, сейчас всё будет в порядке, – добрый взгляд архиерея тут же снял с меня нахлынувшую тревогу. – Есть святая вода? Принесите.

Среди груд кирпича, досок, строительных лесов недостроенного притвора происходило Освящение Креста, то священнодействие, которого все мы так долго ждали и к чему так тщательно готовились. Это незабываемо.

И вот уже освящённый крест, бережно удерживаемый умелыми руками, стал торжественно подниматься. А с земли всё время, пока его закрепляли на коньке крыши, импровизированный хор с архиепископом во главе славословил Господа за дарованную людям благодать: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Когда настало время прощаться, солнце уже опускалось к горизонту. Лёгкий ветерок тянул с лугов вечерней свежестью. Дышалось легко. Было тихо и радостно.

Рабочий день закончился, и людей становилось всё меньше. Город жил своей обычной жизнью, люди плакали и смеялись, ругались и любили. Всё было как всегда.

Но как всегда ли? При взгляде на облака, тронутые розовой акварелью заходящего солнца, казалось, что не они, а Крест спокойно и величаво плывёт по бескрайнему небу над склонившимися деревьями, над замершими домами и притихшей площадью, унося души с волнением взирающих на него людей в необозримую Вечную даль.

«Слава, Господи, никогда на изнемогающей силе Креста Твоего!.. На Кресте Христос принёс Себя в жертву Богу Отцу за наши грехи, на нём Он спас нас «от работы вражия», а потому мы и почитаем его таким великим благоговением. Потому-то он всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

В тот незабываемый день 25 сентября 1991 года я вернулся домой около полуночи. А перед тем под руководством о. Константина устанавливали иконостас и развешивали иконы в будущем храме. Усталости не было, а было ожидание чего-то особенного. Ведь на следующий день было намечено его освящение.

В четверг 26 сентября к 16 часам на Нижнюю площадь стало стекаться множество народа. Объявления о предстоящем освящении храма и первом богослужении мы кое-где расклеили заранее. Но волновались: многие ли придут? И с радостью увидели, что не только храм был битком набит людьми, но и большая толпа теснилась снаружи. И вот началось то, чего все так долго ожидали. Отец Константин начал освящение. Сосуд со святой водой нёс Николай Никитович Фёдоров.

Сразу же после освящения в новом храме началось праздничное всенощное бдение. «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». И все обращались со словами великой благодарности ко Господу, Который по великой Своей милости даровал нам, грешным, радость такого духовного общения, радость общественной церковной молитвы.

Да, Богу было угодно, чтобы именно это отдельно стоящее здание магазина «Хлеб» было передано общине под размещение в  нём первого православного храма в Новокуйбышевске. Причём здание было ориентировано на восток и занимало видное место на старейшей в городе площади.

Слава Богу за всё!

 


Назад к списку