Приход храма преподобного Серафима Саровского Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние |
После обеденной трапезы (а обедали мы в гостевой трапезной, куда нас специально проводили) пошли на святую канавку Богородицы и прошли по ней, медленно читая «Богородице Дево, радуйся...»
Кто никогда не был в Дивееве, представляет себе канавку Богородицы, как всего лишь тропинку, проходящую по некоему углублению. На самом же деле, эта «канавка» скорее похожа на крепостной вал со рвом, или крепостной ров с валом. Ведь преподобный Серафим приказывал, чтобы канавка была «в три аршина (2м 15см.) глубиной и в три аршина шириной». Вынимаемую землю при этом складывали к себе же в обитель, чтобы на внутренней стороне рва образовался вал высотой тоже в три аршина. Для укрепления вала преподобный велел насадить на нём крыжовник. По словам батюшки Серафима «Канавка эта- стопочки Божией Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель Себе в удел. Эта Канавка до небес высока! И как Антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не перескочит. А кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» По традиции, после каждого десятка молитв, читают «Отче наш...» и «Милосердия двери...» и поминают о здравии и упокоении сродников и близких.
Начало святой канавки находится за Преображенским собором. Прошли мы её примерно за полчаса. Без четок считать молитвы трудно и я вскоре сбился со счета. Но, думаю, прочел Богородицу не менее 200 раз, так как старался не торопиться и идти как можно медленнее.
Ежедневный крестный ход, возглавляемый либо самой матушкой игуменией, либо кем-нибудь из монахинь, обходит с иконой вокруг территории монастыря и по святой Канавке. Сестры и паломники идут обычно парами, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся...» По традиции у восточного угла Канавки поётся или читается ирмос 9-й песни Пасхального канона «Ангел вопияше Благодатней...» и трижды кланяются на восток. В конце Канавки поют или читают величание «Достойно есть...»
Батюшка Серафим в своё время благословлял брать глину с Канавки - на исцеление. Многие получали избавление от недугов также от травки и цветов с этого святого места. Поэтому после закрытия монастыря новые власти постарались уничтожить память о святыне: вал срыли, ров засыпали, на одном участке положили в него канализационные трубы. Разрешение на восстановление святой канавки было получено только через шесть лет после начала восстановления монастыря. Сейчас на отдельных участках она уже приобрела облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму. Ещё в начале 20-го века вдоль Канавки посадили тополя, которые и до наших дней указывают её место. В годы гонений на веру приезжающие в Дивеево богомольцы по ним определяли, где нужно идти. За это их нередко задерживала милиция. Мы и теперь значительную часть Канавки прошли только по тополям. До её полного восстановления пока ещё придется потрудиться. Но здесь надеются успеть к 1 августа.
О будущем Дивеевской обители батюшка Серафим предсказывал так: «Ещё не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра. Лавра-то будет кругом, то есть за Канавкою, в обители матушки Александры, потому что как она была вдова, то у ней могут жить и вдовы, и жёны, и девицы. А киновия (общежитие, обитель) будет только в Канавке, и так как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни девицы...»
Предсказание преподобного о том, что «Дивеево станет городом, а Арзамас губернией», похоже, начинает сбываться. Дивеево сейчас - современный, крупный райцентр. Это уже почти город. Здесь повсюду идёт строительство новых домов, гостиниц, других зданий. Постоянно проживают несколько тысяч человек. А ведь в 1917 г. в селе было всего 520 человек населения. Правда, монастырь тогда был очень большой. По спискам 1917 г. в нём числилось 1744 инокини (270 монахинь и 1474 послушницы). Сейчас число сестер составляет пока чуть более 300, но неуклонно продолжает расти. А пророчество батюшки Серафима о том, что он сам перейдёт в Дивеево, сбылось ещё в 1991 г., когда его мощи были перенесены сюда торжественным крестным ходом через всю Россию.