Приход храма преподобного Серафима Саровского
Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние
Новости
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Православная библиотека

Источники

На следующий день, 7 июня в субботу, мы решили посетить святые Дивеевские источники. Всего их здесь три. Первым был источник в честь Казанской иконы Богородицы. Это самый старинный источник, известен ещё с 18 века. Он оказался ближе всех к гостинице, расположенной на окраине Дивеева в посёлке Северном, как и деревянная Казанская церковь. Поэтому мы пришли сюда утром вдвоём с Л.К. Лукьяновым прямо из гостиницы. Попили святой водички, окропили ею сами себя. Сфотографировались у источника на память.

Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 г. в ней служились молебны. В центре часовни был сруб-колодец, то есть сам источник. Из-под стены наружу тёк ручеёк, из него брали воду. Когда часовню сломали, дивеевский житель обрёл подо льдом замёрзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 1943г. эта икона чудесно обновилась. Долгие годы её хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника вновь были устроены часовня и купальня, простоявшие здесь несколько десятков лет. На праздники сюда приходят крестным ходом освящать воду. На этот раз часовня с купальней вновь оказались сломанными. Мы со Львом Константиновичем обнаружили лишь новые бетонные фундаменты, на которых к юбилею будут возведены новые сооружения.

Казанская деревянная церковь находится рядом с источником. То есть тоже в посёлке Северном, а не в монастыре. Это одноэтажное строение изначально было свечной мастерской на территории монастыря. Некоторое время перед разгоном в нём жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли из монастыря на окраину Дивеева к Казанскому источнику. Здесь жили священники. У родственников последнего Дивеевского священника Иоанна Смирнова, по благословению покойного владыки Николая (Кутепова), и купили этот дом. Сделали в нём церковь, заасфальтировали сюда дорогу, построили рядом звонницу...

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось с освящения именно этой деревянной церкви в честь Казанской иконы Богородицы в Лазареву субботу 22 апреля 1989 года ещё до возрождения монастыря. Перед освящением церкви в неё внесли пожертвованную покойным митрополитом Николаем (тогда еще архиепископом) икону Серафима Саровского с вложенной в неё малой мантией Святого. Преподобный изображён на этой иконе в полный рост. Многие, видевшие, как вносили икону, плакали в голос, говоря: «Батюшка Серафим сам идет!».

Через два года (1 августа 1991 года) последовало второе обретение мощей Преподобного, и батюшка Серафим действительно пришёл в Дивеево. И та икона его теперь находится в монастыре, в Преображенском соборе.

Литургия в Казанской церкви служится только на престольный праздник - 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются крещения, венчания и отпевания...

От источника Казанской Богородицы мы пришли в монастырь. Здесь шла литургия во втором (Преображенском) соборе. Наши спутницы и коллеги Н.К. Мельникова, М.В. Короткова и Л.М. Бобылева пришли сюда раньше нас. Уже успели исповедаться и причаститься. Телевизионщики тоже уже были здесь и кое-что потихоньку снимали, готовясь к основным съемкам после окончания службы.

Мы с Л.К. Лукьяновым начали своё субботнее утро в монастыре с посещения «нижней» церкви в честь Рождества Богородицы, то есть той, что находится в подвале храма Рождества Христова, пристроенного к Казанской церкви. Войдя, приложились к мощам преподобных Александры, Марфы и Елены. То есть трое мощей здесь уже есть. Через несколько минут вошли священник с двумя монахинями. Они стали петь молебен «преподобным женам Дивеевским». Пели тихо, но настолько умилительно, что мы со Львом Константиновичем затаили дыхание, молились вместе с ними и были счастливы, что сподобились побывать на таком молебне, придя в храм именно в это время.

В Свято-Троицком соборе с утра службы не было. Но нам разрешили войти в него. И мы снова сподобились приложиться к мощам преподобного Серафима и к иконе Пресвятой Богородицы» «Умиление», той самой, перед которой преподобный Серафим скончался в своей келье.

Затем сходили на источник в честь Иверской Божией Матери, или, как его ещё называют, источник преподобной Александры. Совсем недалеко от монастыря. Правда, это уже другой источник. Да и он, оказывается, был не один.

Дело в том, что когда-то на могилке матушки Александры ( на территории монастыря) сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. А иногда слышалось какое-то журчание. Поэтому сложилось в народе поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. Впоследствии источник оказался затопленным, когда устроили водохранилище, запрудив реку Вичкинзу. Современный источник возник под горою сам. Потом он был расчищен. И поскольку старый источник не сохранился, то новый стал считаться источником матушки Александры. В праздник сюда (как и на Казанский источник) приходят крестным ходом освящать воду.

Но был и ещё один источник матушки Александры, за версту по течению реки. Матушка вырыла этот источник сама, когда для созидаемой ею Казанской церкви ломали камень для извести под горой на берегу реки Вичкинзы. Она приходила сюда сама таскать камни и, для утоления жажды всех работающих, вырыла этот колодезь. Над ним была построена часовня с Иверской иконой, по которой он стал называться Иверским. Потом этот источник пришёл в запустение. Поэтому его название перенесли на новый источник, который находится рядом с теперешним источником матушки Александры. Таким образом, два новых источника как бы превратились в один, имеющий двойное название. Здесь мы тоже окропились водой и сфотографировались.

Затем поехали на третий источник - самый дальний. Это источник преподобного Серафима. Находится он за поселком Цыгановка, километрах в 20-ти от Дивеева. В 1960-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явится старичок в белом балахончике. Когда его спросили, что он здесь делает, старичок ударил посохом и забила вода. Так открылся этот источник. Колючую проволоку пришлось отодвинуть за него. Позже его хотели засыпать. Пригнали трактор, но он сломался. Тракторист стал ждать, когда привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «не засыпай мой источник». Тракторист действительно наотрез отказался засыпать источник, как его ни уговаривали. Начальника, который давал приказание, даже с работы сняли.

Теперь на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздники здесь совершаются торжественные молебны. Возле часовни устроено место для омовения. Правда, мы и здесь ограничились лишь окроплением водой и фотографированием на память, но одна из наших попутчиц (Л.К. Силантьева) совершила омовение по всем правилам. Русло протекающей здесь реки Сатис изменено. Теперь оно огибает источник. В результате у часовни образовалось живописное озеро с родниковой водой.


Назад к списку