Приход храма преподобного Серафима Саровского Самарская и Сызранская епархия, Новокуйбышевское благочиние |
Подъехав к Дивеевскому монастырю, удивились, что и колокольня, и все храмы монастыря окружены строительными лесами. Подготовка к 100-летию прославления преподобного Серафима шла полным ходом. До 1-го августа оставалось не так много времени. Ожидают приезда Патриарха и Президента, многих архиереев и небывалой массы паломников. И хотя после реставрации и открытия монастыря прошло всего 10 лет, решено было к юбилею сделать еще раз наружный косметический ремонт, обновить и улучшить внешний вид. А главное, решили полностью восстановить Казанскую каменную церковь, то есть возвести и колокольню, и купола, так как эта церковь до сих пор после разрушения имеет очень приземистый вид и мало похожа на храм Божий. Мы увидели, что здесь установлен высокий подъёмный кран и работы идут полным ходом. Неужели успеют!? Ведь осталось меньше двух месяцев, а прироста в высоту пока не видно. Наши телевизионщики расстроились. Они планировали снять монастырь во всём его великолепии.
Монастырь включает в себя два больших собора - Троицкий и Преображенский, трапезный храм, высокую пятиярусную колокольню с пристроенными трёхэтажными жилыми корпусами, игуменский корпус и «тройную» церковь: Казанскую и две Рождественские в одном здании. Эту церковь как раз сейчас и строят. Вне монастыря паломники обычно стремятся посетить святые источники и другую Казанскую (деревянную) церковь. Особая дивеевская святыня - Канавка Божией Матери.
Экскурсоводы обычно начинают свой рассказ у алтаря каменной Казанской церкви, построенной по повелению Богородицы, первоначальницей обители матушкой Александрой (Агафьей Семёновной Мельгуновой), и освящённой ещё в 1780 г. С нее и начинается история монастыря. Церковь эта была приходской. Однако преподобный Серафим запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. И действительно, уже сейчас здесь три церкви под одной крышей. Вплотную к Казанской церкви в 1829 году, по повелению батюшки Серафима, был пристроен храм Рождества Христова стараниями и на средства М.В. Мантурова, или «Мишеньки», как называл Старец своего богобоязненного и боголюбивого ученика, исцелённого им от смертельной болезни. Причём храм был пристроен в одну линию так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. «Паперть эта достойна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна, стоя на молитве, всю токами слёз своего смирения омыла её», - говорил Батюшка. Через год, в 1830 г. была построена и третья церковь - Рождества Богородицы - тоже М.В. Мантуровым. Причём располагалась она в подвале храма Рождества Христова. Пришлось подкопать землю. Так как свод потолка был очень полог и низок, необходимо было поставить четыре каменных столба, чтобы он смог держаться. Когда Михаил Васильевич сказал об этом Батюшке, отец Серафим в радостном духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столба - четверо мощей... И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»
Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и являлась вторым храмом Мельничной обители. Повторно церковь освящена 21 октября 1992 года. В 1991 году, после многолетнего перерыва, снова зажглась неугасимая лампада, и с этого времени день и ночь сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.
Центром духовной жизни Дивеева является Троицкий собор, в котором хранятся мощи преподобного Серафима. Сразу же после постройки Рождественских церквей батюшка Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли рядом с ними для постройки пятиглавого собора. Он завещал хранить эту землю несмотря ни на какие обстоятельства. «Собор-то какой у нас будет, - восклицал он. - Диво!... Куда лучше Саровского, и будут они нам завидовать!...»
Собор построили только в 1875 году. Причём разные приделы освящались в разные годы. А левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение 28 лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля /4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён. Последней перед разгоном монастыря службой в соборе было всенощное бдение под праздник Рождества Богородицы 21 сентября 1927 года. В октябре 1989 г. собор был возвращён Церкви. Весной 1990 г., на его купол был водружён крест. Богослужения возобновились с апреля 1990 г., а с 1 января 1991 года они совершаются ежедневно.
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. После кончины Преподобного на этом месте была построена Тихвинская церковь. Поэтому, когда в 1907 г. действительно начали закладывать новый собор, то не стали ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и Преображенский собор заложили за Троицким, но не на одной линии, а чуть правее, напротив начала Канавки.
Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Он был построен на рубеже 19-го и 20-го веков. Трапезный зал мог одновременно вместить до 1600 человек, хотя на общую трапезу сестры собирались только по праздникам.
Пятиярусная колокольня высотой 70 м. (с крестом) построена в 1901 г. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Позднее испорченные, они неожиданно зазвонили перед разгоном обители в 1927 г. В советское время на верху колокольни, лишённой купола, стояла вышка телевизионного ретранслятора. В трёхэтажных флигелях располагались мастерские, а в святых вратах - гараж. Они были освобождены в 1991 году перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. Сейчас все восстановлено. В трехэтажных пристроях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря...
Когда мы подъехали, в Свято-Троицком соборе шла уже вечерняя служба. Служилось всенощное бдение накануне Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Этот праздник здесь тоже престольный, так как один из приделов собора ( левый верхний на хорах) освящен именно в честь Третьего обретения главы «большего из рожденных женами» (Мф.11.11), как говорил Сам Иисус Христос об Иоанне - Пророке, Предтече и Крестителе Господнем.
Мы, уставшие с дороги, с удовольствием постояли на службе, помазались святым елеем, а, главное, сподобились приложиться к раке со святыми мощами преподобного Серафима. Для первого дня этого было уже достаточно. Но нам надо было ещё и устроиться на ночлег. Руководство монастыря было заранее извещено о нашем возможном приезде, так как от нас из Новокуйбышевска было послано письмо Нижегородскому владыке Георгию, а он передал его в монастырь по факсу со своей резолюцией, разрешающей, в том числе, и телевизионные съёмки внутри храмов. Поэтому мы обратились к благочинной монастыря матушке Екатерине, которая выдала нам письменное разрешение на съёмки, а также направление в гостиницу и гостевую трапезную. Гостиница здесь хорошая, двухэтажная, в ней 460 мест, но нет «удобств», они во дворе. И даже для умывания есть только два рукомойника под лестницей, в которые все время приходится наливать воду из бочек, стоящих рядом. А в эти бочки постоянно кто-то из паломников приносит воду ведрами. Из-за большой очереди к этим умывальникам, многие выходят умываться во двор с бутылкой воды. Поэтому на удобную и комфортабельную жизнь здесь рассчитывать не надо. Да здесь просто так никто и не живет. Здесь лишь ночуют, да и то не всю ночь. Ведь приезжают-то все в первую очередь молиться. Вечерняя служба заканчивается в 21 час, затем трапеза, прохождение канавки Богородицы. В гостиницу раньше 23-х, или 24-х часов и не придёшь. А если кто на раннюю литургию надеется успеть к 5 часам утра, то вставать надо уже в 2 или 3 часа. Всю ночь в гостинице происходит молчаливое, но упорное движение, как в муравейнике. Одни приходят, другие уже уходят; одни только ложатся спать, другие уже встают. А днём - тишина, как будто здесь и не живут сотни людей.
Меня определили в специальную комнату для священников. В ней были ещё свободные места и я очень хотел, чтобы со мной поселили и Льва Константиновича Лукьянова. Но не тут-то было. Священникам и мирянам вместе нельзя. С этим здесь строго. Монастырский устав. И когда я уже было добился, чтобы для нас было сделано исключение, Лев Константинович отказался сам, не желая, с одной стороны, беспокоить меня, а с другой нарушать правила даже в порядке исключения.
И гостиница, и трапезная здесь бесплатные. Но настоящий паломник должен не только знать, что монастыри существуют на пожертвования доброхотов и богомольцев, но и сам всегда делать такие пожертвования. В каждом храме для этого есть специальные ящички. Мы опускаем туда деньги, кто сколько хочет или может. Надо помнить, что церковь, а тем более монастырь, это такое место, где не надо жалеть или экономить. Эти «затраты» окупаются сторицей, ведь здесь речь идёт о спасении душ. И своих, и своих близких. Как живых, так и усопших, ведь «у Бога все живы».